Как создать успешную музыкальную группу
Часть 1. От идеи до команды
1. Определись с музыкальными направлениями, которые тебе нравятся.
2. Определи, что ты хочешь от своей музыкальной деятельности, если просто поиграть для себя — дальше можешь не читать. Если грезишь стать звездой — то переходи к следующему пункту.
3. Посмотри на ситуацию в музыкальном мире и определи, какое направление из выбранных тобой будет наиболее актуально к моменту готовности продукта.
4. Собери команду.
Подойди очень внимательно к этому этапу.
После этого этапа все будет зависеть уже не от тебя одного, а от команды. Один не справишься.
Вот некоторые советы по подбору эффективной команды:
- Выбирай людей со следующими знаниями:
- Стиль, эстетика — люди, понимающие толк в красоте в целом, смогут создавать красивые вещи.
- Психология — умение легко принимать верные решения и общаться в команде и за ее пределами. Данный навык позволит находить правильный подход к слушателям, сцене и творчеству. Это избавит коллектив от «трудных людей». И наконец, данный навык позволит людям ответственно подходить к делу, организовывать себя, эффективно использовать свое время и постоянно развиваться.
- Бизнес, шоу-бизнес — люди, продвинутые в области этих знаний, смогут верно и результативно действовать в области промо и правильно понимать суть деятельности. А также изобретать новые бизнес-решения.
- Умение играть — этот навык даст инструменты для создания продукта. Чем выше мастерство игры, тем богаче потенциал. Вместе с этим навыком обязательно должен присутствовать первый.
- Сценическое мастерство — эта характеристика позволит успешно проводить выступления. Навык обязателен. Очень зависит от первых двух навыков. Согласитесь, неадекватный колбасер на сцене под медленную песню равнозначен боксеру, танцующему балет.
- Желание и умение развиваться и учиться.
Также есть несколько второстепенных моментов, отражающихся на успешности проекта, а именно:
- Наличие быстрого и стабильного интернета — заметно ускоряет работу команды, очень удобная вещь для обмена наработками и так далее.
- Всегда на связи — вы должны быть уверены, что ваша команда всегда на связи с вами.
- Очень тщательный подбор вокалиста — это лицо группы, от него зависит 80% успеха проекта. Он должен обладать всеми вышеперечисленными навыками в полной мере (в особенности стилем, психологией, красотой и сценическим мастерством). Также он должен отличаться от остальных вокалистов и быть привлекательным внешне. Отличие от других состоит в определенной изюминке, это может быть манера исполнения, внешний вид, манера поведения на сцене и другое.
И самое главное условие при подборе команды:
Все участники команды должны одинаково четко представлять ваше будущее.
Часть 2. Проясняем горизонты
Итак, у вас есть команда, что же делать дальше? Запомни, на данном этапе больше нет отдельного человека, есть команда. И все зависит от нее.
Вначале дам общую структуру шоу-бизнеса:
Ваша команда – производитель творчества.
Организаторы, продюсеры – производители, продавцы продукта.
Слушатели и фанаты – его покупатели.
Ваша задача – произвести такой продукт, за который покупатели захотят отдать свои деньги и рассказать другим о вашем продукте.
Для каждого вида продукта существует свой минимально допустимый уровень, после которого продукт считается готовым к употреблению. Но об этом далее.
После прочтения данных строк приготовьтесь серьезно заняться шоу-бизнесом. Серьезно – значит категорично относиться ко всем решениям, действовать агрессивно и без промедлений.
Итак, вы собрались в одном из дешевых кафе, чтобы обсудить детали дальнейшей деятельности и разработать бизнес-план.
Разработайте правила работы в команде.
Аргументы решают.
Договоритесь о том, что все ваши суждения и предложения будут рассматриваться с точки зрения аргументов, а неаргументированные будут отбрасываться. Это поможет избежать «это мне нравится, это не нравится, а почему объяснить не могу», что очень тормозит и портит весь процесс. Соответственно вместо того, чтобы устраивать споры, берем аргументы, адекватно их оцениваем, считаем за и против и принимаем наиболее аргументированное решение.
Пунктуальность и еще раз пунктуальность.
Все четко определено во времени, все вовремя выходят на связь, вовремя и гарантированно исполняют свои обязанности. Никаких опозданий. Впрочем, если команда подобрана правильно, как написано в первой главе, то проблем по этой части не будет.
Определите роли в команде. Для начала скажу, что в музыке существуют два параллельных процесса: творчество и промо. По занимаемому времени они должны соотноситься порядка 40/60. Почему так? Потому что для занятия творчеством нужны особые условия (оборудование, компьютеры и так далее), а заниматься промо можно где угодно. Итак, промо и творчеством занимаются все участники команды. Все без исключения. Желательно не допустить концентрацию творчества в руках одного человека, это слишком большая ноша и большая ответственность для одного. Если он, по каким-то причинам выйдет из строя, то это приведет к серьезным проблемам. Необходимо, чтобы все участники команды были вовлечены в процессы. Это будет мотивировать команду изнутри. Тексты желательно придумывать вокалисту, далее расскажу почему.
Определитесь, где и как вы будете производить продукт. Выберете конкретное регулярное место и время для репетиций. Сделайте это так, чтобы оно всем было удобно.
О репетициях (от лат. Повторение) – на репетициях отрабатывается готовый новый материал, с целью получения навыка игры и отточки этого материала при игре в команде. Возможно выделение 20-30 минут времени в конце для повторения старого материала перед планируемым концертом и 15-20 минут на джем. Все остальное можно сделать вне репетиции, в том числе придумывание музыки (все придумывается заранее, не на репетиции), накладывание слов, написание текста, принятие душа, прием подарков и так далее. Помимо репетиций каждый участник команды занимается дома творчеством, промо и отработкой собственной техники игры.
Часть 3: Запуск
Первые шаги.
Далее будем рассматривать 2 параллельных пути: творчество и промо.
Творчество:
Разработайте, подготовьте и запишите 3 своих песни и 1 кавер. Кавер нужен для первоначального привлечения внимания людей к неизвестной команде. Кавер должен быть выдержан в вашем жанре, сделан очень качественно, не хуже оригинала, песня должна быть всем известна и в то же время весьма неординарна. Существуют 4 основных варианта создания песен:
- Музыка-вокальная партия-текст. Сначала создается музыка, потом вокальная партия и затем под нее подбирается текст. Этот вариант часто приводит к бессмысленному и неинтересному тексту, но интересной музыке.
- Музыка-вокальная партия+текст. Этот вариант наиболее оптимален, вокальная партия придумывается одновременно с текстом.
- Текст+вокальная партия- музыка. Музыка подбирается под уже готовый текст с готовой вокальной партией. Этот вариант делает музыку безжизненной, а вокальную партию очень иногда попсовой и неинтересной. Возможно подойдет там, где звучание и мелодия не так важны по сравнению со смыслом текста.
- Музыка+вокальная партия+текст. Все создается одновременно. Этот вариант, казалось бы, идеален, но его может воплощать лишь один человек, владеющий всеми инструментами сразу.
Основное правило: Ваша музыка, вокальная партия и текст должны совпадать по настроению, духу и смыслу и усиливать друг друга (то есть нельзя петь о грустном под веселую музыку или весело петь грустный текст). Вокальная мелодия должна подчеркивать и выражать эмоции и чувства, описанные в тексте, а музыка усиливать их и выражать инструментально.
О текстах:
Тексты пишите метафорами. Не пытайтесь найти и спеть напрямую про какую-либо проблему, идею или ситуацию или открыть что-то новое. Поверьте, в мире столько групп, что все уже про все спели. Выигрывает тот, кто описывает наиболее актуальные на данный момент проблемы и ситуации наиболее красиво. Сделать это можно через метафоры. Даже Айвазовский не открывал ничего нового людям, он просто описывал реальность настолько красиво, что от этого до сих пор у людей дух захватывает. Или, например эти цитаты об очевидных, казалось бы, вещах, которые с огромной скоростью люди добавляют себе на страницы и в статусы и которые пользуются огромной популярностью, как думаете, почему?
Старайтесь не использовать попсовых слов, оборотов и рифм, типа любовь-морковь.
Используйте синтензии, типа «темный звук» и «холодный свет»
Используйте более редкие и красивые слова, они вызывают яркие образы в голове у вас и у людей, нежели приевшиеся попсовые сочетания. Пишите детальнее, это сделает образы еще более яркими.
Эффектная концовка и интересное начало сделают всю песню захватывающей (закон стихотворения). А припев должен очень ярко подводить итог и отражать цель/смысл/чувство всей песни.
Текст рекомендуется писать вокалисту, потому что ему ее петь, и он как никто должен чувствовать, о чем поет, чтобы выразить это и передать людям.
В России, при прослушивании записи люди уделяют 55% значимости смыслу текста и вокальной партии. И 45% музыкальной части. Если вы решили петь на английском для русских людей, то вы потеряете 55% и вам придется компенсировать их звучанием.
Об инструментах:
Продумывайте тщательно партию каждого инструмента вплоть до каждого брейка и сбивки. Старайтесь избегать попсовых музыкальнах решений, приемов и мотивов, для этого прокачивайте технику и будьте изобретательны.
Старайтесь вместо распространенных попсовых приемов игры использовать более сложные и прогрессивные, добиваясь более интересного звучания, но не загромождайте сложными вещами музыку, иначе это будет ей в ущерб. Недаром попсовые приемы – попсовые, они нравятся людям, но они уже закормлены ими и попсовое звучание не вызовет у них большого интереса.
О коррекции: Действуйте методом соц. исследования: показывайте записи разным людям и спрашивайте у них мнение и критику, там где мнения чаще всего пересекаются – там ошибка, оценивайте, исправляйте. Но не выкладывайте записи, пока она не готова на 100%, утечки быть не должно.
Промо: После того, как вы сделаете первые 3 песни вам необходимо будет подготовить бренд. Под брендом понимается ваше название, ваш логотип и ваш стиль (стиль одежды, поведения, оформления графической продукции и так далее).
Для начала из ваших первых песен вам необходимо выделить ваш дух, почерк, стиль – это некое ядро, нечто общее между всеми вашими композициями, их исполнением и их идеей. Для этого потребуется больше песен и времени, но на начальных этапах это сделать тоже возможно.
Далее определите вашу целевую аудиторию: кто те люди, которые захотят покупать ваш продукт, как они выглядят, что любят, каков их возраст, пол, финансовое положение, как они мыслят, где собираются и так далее.
Нарисуйте и опишите у себя в голове своего будущего покупателя – он ваша цель. На основании этого создайте:
- Название группы. Оно должно быть недлинным, легко произносимым, легко воспринимаемым на слух, легко запоминающимся, легко скандируемым, желательно одинаково произносимым и пишущимся на русском и английском (пример – группа « Animator », «Аниматор»)
Ваше название должно подходить к вашему стилю/духу и нравиться вашей целевой аудитории. Проверьте через интернет и поисковые системы, нет ли других групп с таким названием. Если их нет, зарегистрируйте свое название на всех порталах и везде где можно, чтобы его таким образом забить.
- Логотип. Он должен быть читаемым, узнаваемым, запоминающемся, ну и конечно в стиле/духе вашей команды и учитывать вкусы целевой аудитории. Логотип должен отражать дух, ядро вашей команды.
Также логотип нужно рассчитывать на универсальность печати в цветном и черно-белом вариантах и размещение вместе с названием на печатной продукции разного формата.
- Стиль – это то, как вы будете выглядеть, как будет выглядеть ваша печатная продукция, каково будет ваше поведение, и все-то что будет составлять некую ауру вокруг вас.
Стиль должен подходить под вкусы вашей целевой аудитории и быть в стиле/духе вашей команды. Например, вас неправильно поймут, если вы будете выглядеть, и вести себя как панки и играть джаз для джазовой аудитории. Исходите из соображений: музыкант фанату – старший брат.
Конечно, здесь возможно все перевернуть и сделать некие противоречия, но это уже из рода фишек, которые надо четко продумывать, которые в большинстве своем конгруэнтны. О них будет идти речь в следующих главах.
После определения целевой аудитории, разработки названия, логотипа и стиля создайте свой портал. Это место будет вашим виртуальным офисом и вашим лицом.
Портал естественно создавайте в вашем стиле. Не экономьте на качестве. Если вы не создаете независимый портал, то создавайте его там, где наибольшее скопление целевой аудитории, а лучше везде сразу – чем больше порталов, тем лучше.
Не запускайте портал, пока на нем не окажутся ваши идеальные записи, фото и пресс релиз. Пока записи не доведены до восхитительного уровня, лучше не выставляйте их.
Устройте фотосессию в вашем стиле, фото отберите для портала.
Напишите пресс релиз – захватывающий рассказ о вашей группе. Именно не скучный список фактов, как делают многие группы, а красочный рассказ, который будет читаться с удовольствием на одном дыхании и после которого захочется ближе познакомиться с группой и запомнить ее.
После того как закончите работу над порталом, заправив его фотоматериалами, записями и пресс релизом, запускайте его.
Да и еще важный момент: указывайте свои контакты на всей исходящей от вас продукции, начиная от тэгов к песням, оберток дисков и заканчивая флаерами.
Часть 4. Продвижение
На момент написания этой статьи часть инструментов продвижения еще не были изобретены. В настоящее время доступны социальные сети. Именно они являются на сегодняшний день двигателем создания различных сообществ и музыкальных фан-клубов.
Проконсультируйтесь у опытных СММ специалисов и освойте общую картину продвижения музыкального творчества. В идеале найдите подходящего специалиста для продвижения вашего проекта. Используйте все площадки для размещения вашего творчества и его продвижения. Вступайте в коллаборации. Играйте на трендах.
Если вы видите как загорается новый тренд, то ваша задача успеть отыграть его в своем стиле и выпустить материал в этот же день.
Павел Новиков
Автор статьи, музыкант, продюсер
15 лет музыкальной деятельсноти и продюссирования различных коллективов, работа с блогерами ТОП-5 мира и создание боле пяти хитовых композиций с боле чем 600 млн просмотров по всему миру.